Пятница, 17.05.2024, 16:41
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Педагогическая поддержка на уроках английского языка
30.10.2012, 20:10
 «Педагогическая поддержка на уроках английского языка как фактор здоровьесбережения учащихся»
[i]                                    Ключевые  идеи  
1.    Роль учебного кабинета как здоровьесберегающей среды на уроке.
Работу в кабинете я  начинаю с оформления его внешнего вида: светлые, тёплые тона для стен и штор, современная встроенная мебель для хранения учебных пособий на случай, если кто-то из учеников забыл учебник дома, творческих работ учащихся, их портфолио, настенные стенды для сменных экспозиций в тон окраски панелей, комнатные цветы, акварели с видами Лондона и фотографии с видами загородной зоны и уютными коттеджами Англии - всё должно создавать атмосферу комфорта и уюта, желания у учащихся приходить в кабинет и не только работать в нём, но и отдыхать на переменах. Ничто не действует так угнетающе на ученика и его психику, как неряшливый вид кабинета, выгоревшие обои, стенды с  плакатами, покрытыми пылью.

2.    Оптимизация содержания учебного процесса.
Работа в парах, в группах, драматизация, применение ИКТ на уроках, уроки- праздники, видеоуроки, проектная деятельность способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, позволяющие им превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. Применение разных  форм уроков и видов деятельности  помогает избежать снижения внимания, усталости, и, как следствие, пассивности.
Я остановлюсь лишь на некоторых из них.
Применение метода проектов требует от учащихся самостоятельности, поисковой деятельности. Основная идея проекта заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность в ходе совместной творческой работы. За время работы учителем английского языка у меня накопился опыт по оказанию помощи в подготовке и защите учащимися проектных работ, а также их оценке, моя система помогает им избежать лишних затрат времени на поиски материла и таким образом, ликвидирует страх получить неудовлетворительную оценку. Поэтому  мои ученики выполняют проекты с энтузиазмом, так же как и ждут с нетерпением защитить их.
Видеоуроки оказывают эмоциональное воздействие на учащихся. Во время просмотра возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, в этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Использование различных каналов поступления информации( слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. У меня достаточная коллекция фильмов на английском языке -  здесь есть и мультфильмы, и исторические жанры, и комедии, все это позволяет применить их в любой момент на любом уроке, помочь  учащимся  снять усталость, расслабиться с пользой для себя.
Драматизация на уроках активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся и, что немаловажно, учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы. Сценарии, как правило, я пишу сама, а наличие современных мультимедийных средств  и умение пользоваться ими превращает любую инсценировку в сказку- музыка, презентации создают необходимый фон.
Урок- праздник- интересная и плодотворная форма урока. Она не только расширяет  знания учащихся о традициях и обычаях англоязычных стран, но и стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, оказывает положительное эмоциональное воздействие. За годы работы у меня накопились материалы для проведения всех основных праздников англоязычного мира, от оформления класса наглядными материалами, плакатами, до мультимедийных презентаций.
3.     Целенаправленная организация урока.
Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков.
В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, мы вынуждены научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания, а значит так подавать эту информацию, чтобы она была востребована и воспринята учащимися. Мотивационная сила учебной ситуации становится больше, если учащимся предложены:
- значимый, интересный для них материал,
- задания, предлагающие разнообразные умения для их выполнения
Сами задания я формулирую так, чтобы одна только формулировка мотивировала моих учеников на поиски ответов. К примеру, задание в учебнике : «Дополните диалог в билетной кассе недостающими репликами», я  перефразирую : «Выясните у кассира цену билета, время отправления, возможность расплатиться карточкой». Вместо задания  учащимся начальной школы прочитать  новые  слова и записать их, я предлагаю следующую ситуацию: «Нас без знания этих слов в «Сафари- парк не пустят. Если вы хотите туда попасть, то вход только после записи новых слов». И вот дети уже улыбаются, усталости и раздражительности от предстоящего письменного задания нет.
Все содержание материала, который я излагаю, я обычно дублирую в письменном виде на доске, так как в классе находятся ученики с разным уровнем знаний, учебных возможностей. Тот, кто потерял логическую цепочку, может восстановить ее, глядя на доску.
Большую помощь для закрепления материала детям оказывают опорные грамматические схемы , все символы которых они уже знают с пятого класса, настенные таблицы по грамматике, которые всегда доступны и находятся на одном и том же месте, привычном их взгляду. Когда начинаем изучать материал нового раздела, а в нем обычно 6- 8 уроков, сразу говорю о заключительном этапе работы- это может быть проект, эссе, статья в газету , напоминаю также и критерии оценивания. Зная алгоритм работы с конкретным учебным материалом, например, с лексикой, хорошо успевающие ученики могут идти вперед самостоятельно. Часто на уроках слышишь: «А я уже это сделал».
В начале урока, после речевой зарядки, я обычно знакомлю с планом урока, с тем, чему они сегодня будут учиться и где им это пригодится.
Это играет немаловажную роль для положительной мотивации и настроя учащихся на рабочий лад, помогает настроиться на  общение на  иностранном языке, забыть то, что, возможно, беспокоило до начала урока. Во избежание усталости учащихся стараюсь рационально чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником      ( устно и письменно), аудирование, творческие задания. Они способствуют развитию мыслительной деятельности и одновременно отдыху. При опросе предлагаю план ответа, стараюсь предупредить возможные затруднения, лексические или грамматические. Сущность идеи педагогической поддержки здесь может быть выражена следующим образом: «Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, если урок слишком легок, будет то же самое. Чем больше ученик будет предоставлен самому себе и занятиям, не требующим внимания учителя: переписыванию, диктованию, чтению вслух без понимания, тем труднее будет ученику». На своих уроках стараюсь научить своих учеников рациональным приемам учения. Постоянно напоминаю, как лучше всего учить слова, демонстрирую им бумажную  «гармошку» и знаю, что многим такой способ запоминания слов помогает. В английском языке есть слова- исключения, которые нужно просто запомнить. Работать с текстом предлагаю всегда с карандашом, подчеркивать ключевые слова, незнакомые слова отмечать и выписывать как простой способ пополнения словарного запаса. К примеру, неисчисляемые существительные. Предлагаю детям такое расположение, которое придумала для облегчения запоминания:
money                               news
hair
fruit
advice
knowledge
progress
information


4.    Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения на уроке.
Только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.
Здесь я хочу обратиться к нескольким цитатам моего кумира в профессии, польского писателя, педагога, общественного деятеля Януша Корчака: « В ребенке изначально заложены положительные качества», «Первое условие воспитания- знание ребенка», «Природные наклонности детей- верные ориентиры, чему их учить и как».
 Снять напряжение, страхи у детей мне помогает индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и  рациональное распределение её по времени, применение гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Одна из возможностей педагогической поддержки ученика на уроке- это организация обучения в сотрудничестве, когда группы можно организовать так, чтобы дети , которые не чувствуют себя уверенно на уроках, почувствовали себя комфортно с теми одноклассниками, кому они доверяют, с кем дружат. Таким ученикам я иду навстречу, когда они спрашивают у меня разрешения ответить на вопрос письменно. Дело касается таких тем, как «Проблемы подростков». Но я еще делаю и так. Нужно, к примеру, отработать второй тип условных предложений в 7 классе, которые начинаются словами: «Если бы я был на твоем месте, я бы…». Каждый ученик пишет свою проблему на листке бумаги, я все перемешиваю и вызываю по одному к доске, с тем, чтобы они прочитали обозначенную проблему и дали совет человеку, написавшему о своей проблеме. Как вы уже догадались, все выходящие к доске начинали давать советы со слов «Если бы я был на твоем месте, я бы…». Так я помогаю своим ученикам в виде игры отработать грамматическую структуру, а заодно узнать, какие проблемы больше всего их волнуют на данный момент. Затем сама начинаю давать советы и думаю, многим они оказываются полезными. Ведение моими учениками портфолио- это, на мой взгляд, работа с каждым учеником индивидуально, это отслеживание его успехов вместе с ним, решение совместно каких- то задач, это своего рода дневник, который он ведет под наблюдением  своего учителя.
5.    Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов.
К.Д.Ушинский                             
Атмосфера доброжелательности на уроке является главным условием для открытости ученика, например, во время игры, когда учитель и ученик выступают на равных. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально- смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических шуток, рассказов, анекдотов, афоризмов, музыкальных минуток. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. Физкультминутки и физкультпаузы также способствуют релаксации, предотвращают усталость и напряжение. Вот так выглядит мой шаблон поурочного планирования. Начало урока - хорошая новость, которая настраивает на эмоциональный настрой, похвалить ученика за хорошую работу на прошлом уроке значит авнсировать его похвалой на предстоящем уроке и тем самым задать положительный настрой, создать мотивацию. Делая презентации, я стараюсь внести что- нибудь веселое в них, знаю, что дети это любят. Вот, например, презентация«Что? Где? Когда?» .  Вот один из слайдов, который содержит смешную анимированную «ловушку» и подсказку одновременно. А вот презентация грамматическая. Я не стала называть её «Неопределенные местоимения», а назвала «В стране сокровищ». Звучит гораздо интереснее и заманчивей для детей. В конце они найдут «сокровища»- это будут знания. Изучение фразовых глаголов английского языка, их запоминание- задача сложная. Здесь я уместно использую карикатуры. Они одновременно выполняют две функции- позволяют лучше запоминать материал и способствуют отдыху, небольшому расслаблению после напряженной умственной работы.
6.    Превентивные и оперативные меры для минимизации негативного воздействия  внешних факторов на учащихся.

К внешкольным факторам относятся экологические, экономические, социальные факторы, которые также оказывают воздействие на психику детей. Я вспоминаю слова из известной когда- популярной песни: «А Камчатка от Москвы далековато, и погода виновата в том, что вовремя не прибыл самолет..»
Кроме того, на здоровый образ жизни челове¬ка оказывают влияние
 факторы риска естественной природной среды:
•    солнечная активность;
•    возмущение магнито- и ионосферы Земли — возрастание напряженности электромагнитного поля Земли;
•    изменение метеорологических условий —колебания атмосферного давления, температу¬ры, влажности воздуха.

«А на Камчатке- это особые климатические условия: длинная зима с короткими световыми днями, недостаток витаминов, гиподинамия, несбалансированное питание, высокая миграция населения, дающая смешанный генофонд. К этому добавляется страх и другие стрессовые ситуации»- так пишет в своей статье в сборнике методических материалов руководитель Центра повышения квалификации КГОУ ДОВ «Камчатский институт» ПКПК Н.В.Федосеенков. Какую педагогическую поддержку могу я оказать детям во время пребывания их на уроке при неблагоприятных погодных условиях? Во- первых, внести коррективы в план урока, дать выход энергии путем приемов драматизации, использовать игры, которые  «ум в порядок приводят». Так я называю интеллектуальные игры на английском , которые успокаивают, заставляют думать, т.к, требуют в основном, на логическое мышление.
Категория: Мои файлы | Добавил: ValentinaKom
Просмотров: 1415 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: